07 ноября 2012
Легендарный индеец
Индейский вождь племени Оттава, 250 лет назад сплотивший вокруг себя свыше десятка разрозненных племен и выступивший на стороне французских колонистов в борьбе за независимость родины, стал национальным героем США.

Война за независимость Соединенных Штатов Америки, длившаяся более 100 лет, оставила в истории этой страны немало выдающихся личностей, в честь которых благодарные потомки назвали города и целые штаты, озера и реки, нарекли их именем мощные военные корабли и марки автомобилей.

К примеру, упомянутого великого вождя звали Понтиак.
Фирма по производству конных колясок "Понтиак Багги Компани" была основана в 1893 году Эдуардом Мэрфи в городе Понтиак, штат Мичиган. Собственно, одна из самых знаменитых марок американских автомобилей – Pontiaс получила свое название в честь города, в котором была основана фирма, их производившая, а не в честь мятежного вождя индейцев. А вот город был назван именно в память о легендарном герое.

С 1907 года фирма выпускала автомобили "Окленд". Первенцы компании, имевшие маркировку 20НР, агрегатировались двухцилиндровым мотором и планетарной коробкой передач.

Дела шли, в общем-то, неплохо. Но для мощного развития предприятия не хватало достаточных оборотных средств. Потому в 1909 году фирма вошла в состав уже тогда крупной корпорации - General Motors.

Сами того не подозревая, руководители GM приняли в свою семью марку, которой в последствии не раз доводилось оказываться в роли непослушного и мятежного подразделения (видимо, сказывалось имя), своими подчас революционными идеями выбивающегося из стройных концепций, разработанных для всего концерна менеджерами и инженерами центрального офиса. При этом, различные модели Pontiaс не раз оказывались лидерами продаж в своем сегменте авторынка, чей успех затмевал достижения всей империи General Motors.

Уже первый год присоединения показал, что GM получил очень перспективную марку – по результатам того года, было продано 77 тысяч автомобилей Pontiaс.

В 1913 году в модельный ряд добавился автомобиль 40НР с 6-цилиндровым 6-литровым мотором и клиновидным радиатором.
В 1916 году руководство концерна решило закрепить Oakland в классе более дорогих машин. Было разработано новое авто этой линейки с двигателем V8 рабочим объемом 5,5 л. В том же году появился 15/29 HP Sensible Six ("Сенсибл Сикс") с верхнеклапанным мотором в 2955 см3. Автомобиль имел такой успех, что "Понтиак" задействовала все свои производственные мощности для его выпуска.
В конце 1923 года Sensible Six заменили серией Аll-American Six ("Олл-Америкэн Сикс") с нижнеклапанным 6-цилиндровым мотором объемом 3038 см3. В автомобилях этой серии была применена автоматическая система смазки шасси и тормозов на всех колесах с внешним расположением колодок на барабанах.
Объем производства расширялся, и к 1926 году машины марки Pontiac заняли достойное место в автосалонах Нью-Йорка. Это уже был показатель зрелости.
Тогда же у инженеров предприятия появилась идея создать менее дорогую машину с шестицилиндровым двигателем, используя готовую базу – шасси Сhevrolet – другой фирмы, также входящей в GM.

В итоге свет увидел новый 6-цилиндровый объемом 3065 см3 Pontiac, на фирменной эмблеме которого красовался профиль вождя в традиционном головном уборе из перьев, а под ним стояла совсем нескромная подпись: "Chief of the Sixes" ("Вождь шестицилиндровых").

Тем не менее, новые Pontiac’и оказались настолько удачными, что в 1932 году было принято решение прекратить производство однотипных и более дорогих моделей Oakland.
С того момента Pontiac стал самой массовой и популярной моделью с шестью цилиндрами в Америке на долгие годы.
Наступили пятидесятые годы. Это было время нового подъема американской экономики, и, соответственно, подъема заокеанской автомобильной индустрии.

Но на этом фоне Pontiac, по-прежнему считающийся добротным, надежным, вместительным, перестал восприниматься как современный автомобиль. В первую очередь потому, что новое поколение американцев не устраивала его "стариковская" динамика. Да и внешний вид им казался уже слишком консервативным. Так что продажи шли ни шатко ни валко.

В 1956 году команду топ-менеджеров отделения Pontiac возглавил 43-летний Саймон Клудсен. Будучи самым молодым руководителем корпорации, Саймон оказал существенное влияние на изменение имиджа этой марки.

В первую очередь, он добавил в арсенал имеющихся двигателей новый, специально подготовленный двигатель V8, оснащенный парой очень производительных карбюраторов. Pontiac, заимевший 320 л. с. под капотом, стал решительно вытеснять своих конкурентов из первых строк в национальных гонках. И этот факт не замедлил сказаться на объемах продаж – многие захотели приобрести подобного "монстра".

К концу 50-х в заокеанской автомобильной моде наметилась новая тенденция – ракетно-космическая тематика.
Понятно, что дизайнеры General Motors не могли оказаться в разряде отстающих. В 1958 году стилисты автогиганта в сжатые сроки подготавливают новый кузов, который в различных вариантах получают все пять марок GM. Модели-близнецы различаются только оперением и декором.
Но Pontiac и тут отличился – его инженерам показалось, что для нового кузова колея шасси слишком узка, и они принимают рискованное, граничащее с авантюрным, решение - расширить ее на пять дюймов.
Попадание в цель было стопроцентным! Новый автомобиль модели 1959 года, поданный публике как "новый ширококолейный Pontiac", сразу завоевал их сердца. Тем более что, помимо своего привлекательного стайлинга, покупателям предлагался и высокий уровень технической оснащенности и комфорта.

Спустя два года дебютировала "компактная" модель "Темпест", объединившая немало инженерно-технических особенностей: рама, выполненная вместе с кузовом, заключенный в трубу карданный вал; независимая задняя подвеска, вынесенная к заднему мосту коробка передач, сблокированная с картером главной передачи задних ведущих колес (схема Transaxle) и четырехцилиндровый двигатель, полученный делением мотора V8 пополам.
Tempest, моментально вызвавший ажиотажный спрос, вывел Pontiac на третье место в абсолютном зачете по итогам продаж на рынке США в 1962 году.
Правда, независимая подвеска задних колес "Темпеста" оказалась не очень надежной в эксплуатации, и в 1964 году ее заменили обычной цельной балкой.
К концу пятидесятых годов у фирмы Pontiac сложилась громкая гоночная репутация, о которой в мире автоспорта помнят и по сей день.

В соответствии с ней самая большая и дорогая машина получила название Bonneville – по названию высохшего соляного озера, на ровной и идеально гладкой поверхности которого систематически устанавливались и побивались самые разнообразные рекорды.

Другую, самую маленькую модель Pontiac, но в исполнении "Deluxe", нарекли LeMans – в честь знаменитой европейской гоночной трассы, на которой в то время проходили изнурительные многочасовые гонки.
Еще один автомобиль носил вызывающее название Grand Prix.
Впоследствии появились и другие "гоночные" имена: 2+2, Grand Am, Trans Am, Formula.
Но среди этой когорты "спортсменов" есть одна модель, которая удостоилась чести быть выставленной в Cruisin Hall of Fame ("Зал славы") в городе Сан-Бернордино, штат Калифорния. Это – Pontiac GTO, которого, по сути, вообще не должно было появиться в производственной программе подразделения. Однако именно он поднял конкурентную борьбу между GM, Ford и Сhrysler на новую высоту.

Все началось с того, что в 1963 году высшее руководство GM резко приостановило финансирование спортивных мероприятий, ссылаясь на необходимость срочного очередного перевооружения и расширения производства. Причем, по всем предприятиям General Motors было разослано письмо, в котором предписывалось для вновь запускаемых в производство моделей устанавливать строгое соотношения массы автомобиля и рабочего объема двигателя. Таким образом, запрещалось ставить двигатели большого литража на среднеразмерные авто.
Работавший же в то время главным инженером Pontiac Джон Де Лорен имел совсем другие виды на развитие марки. Тогда он вместе с такими же вольнодумцами пошел на хитрость: все новые модели необходимо было согласовывать высшим руководством концерна, но что касается опций, то это было отдано на откуп самим подразделениям, а, значит, можно сделать новую модель под видом опциональных модификаций.

Под таким "соусом" в октябре 1963 года для люксовой модели Pontiac Tempest Le Mans был предложен своеобразный спорт-пакет: 325-сильный мотор V8 объемом 5,4 л, механическая трехступенчатая КПП, иная главная пара, усиленное сидение, сдвоенные выхлопные трубы, интегрированные в капот воздухозаборники. Машину с этим "фаршем" окрестили именем GТО, позаимствованным (или без спроса присвоенным) у настоящего спорткара – Ferari-250 GTO, короля гоночных трасс 1962-64 годов. "GT" означает, естественно, Gran Turismo, а буква "О" – Omologato – говорило о соответствии спорткаров более жестким правилам безопасности, недавно введенным FIA. Весь продвинутый комплект тюнинга добавлял к стоимости Pontiac всего 296 долларов, куда входила и стоимость шильдиков GТО, за счет которых мощная машина должна была выделяться среди себе подобных.

Руководство головного офиса хотело было возмутиться очередному бунтарству подчиненных, но когда обнаружило, что спрос на эту модель, выпуск которой был рассчитан на партию не более 500 машин, намного превышает предложение, дало "зеленый свет". За один только 1964 год было продано 32 450 экземпляров Tempest GTO с двухдверными кузовами купе, хардтоп и кабриолет.

Честно сказать, до настоящего спорткара Pontiac GTO все-таки не дотягивал. Он был слишком большой и слишком тяжелый. К тому же, подвеска от стандартного Tempest’а не могла способствовать отточенной управляемости.
Зато огромный V8 создавал поистине спортивный разгон – от нуля до 60 миль/час (от 0 до 90 км/час) за 6,6 секунд! К сведению, чемпион – Ferrari-250 GTO разгонялся до сотни за 5,6 секунды.

Мощный двигатель на ширококолейном кузове и сравнительно невысокая цена – вот основные параметры успеха Pontiac. Впоследствии уже ни одна модель этого производителя (до, пожалуй, и предыдущие модели) не имела настолько грандиозного успеха.
Pontiac GTO, положила начало так называемым Muscle Cars ("мускулистым" автомобилям).

Успех 1964 года подтолкнул к развитию модификации GТО в 1965 году. Машина получила еще более мощный двигатель – 360 л. с., сдвоенные фары "столбиком" и задние фонари такие же, как и у полноразмерных моделей Pontiac.

В 1966 году Pontiac GТО на гребне популярности стал самостоятельной моделью с собственным индивидуальным силуэтом кузова, боковины которого с перетянутым "пояском" перед аркой задних колес напоминали бутылку "Кока-Колы". Молодежь, уже познавшая мощь спортивных моделей, приняла обновленный GTO на "ура", купив 96 946 экземпляров. Это был наивысший показатель продаж среди всех выпускаемых Muscle Cars.

Чтобы поддерживать спрос на высоком уровне, инженеры компании проводили ежегодное обновление модели. Благодаря этому, в 1968 году по итогам конкурса "Автомобиль года", проводимого журналами "Мотор Тренд", Pontiac GTO за гармоничное сочетание стайлинга, безопасности и динамических параметров получил гран-при.

Кстати, GTO 1968 года стал обладателем уникального элемента активной безопасности – энергопоглащающим бампером, спроектированным инженерами "Понтиака" и быстро ставшего объектом для подражания. Бампер со всей облицовкой радиатора был выполнен из специальной резины, что делало эту конструкцию ударопоглощающей. При столкновении она практически не разрушалась и самостоятельно восстанавливала свою форму.

Конечно же, популярность GTO была конкурентам поперек горла. Подражать ему вскоре кинулись все остальные именитые марки. Так, Plymouth в 1968 году создает в противовес "Понтиаку" модель Road Runner с двигателем V8 в 395 л. с. Ford в 1969 году выпускает на рынок свое произведение в стиле Muscle Cars – брутальный Mercury Marauder – невероятных размеров с гигантским V8 в 400 л. с. и многочисленными суперопциями из разряда "люкс". Данный ряд пополнили Dodge Charder, Dodg Challender, Chevrolet Camaro…

Конец 60-х годов стал золотой эрой Muscle Cars, начавшейся с Pontiac GTO.
Сам же Pontiac GTO с практически не слабеющим спросом смог продержаться на рынке 11 лет. Последняя модель GTO увидела свет в 1974 году. Всего было выпущено 514 793 автомобиля.
Однако к середине 70-х эра "монстров" стремительно закатилась. Грянул всемирный нефтяной кризис, заставивший американцев сильно "затянуть пояса". А затем правительства развитых стран ужесточили контроль за вредными выбросами в атмосферу. Как следствие этого, изменились нормативы на токсичность отработавших газов, повысилось налогообложение автомобилей с плохой топливной экономичностью, резко возросли цены на бензин – и большие машины в одночасье лишились своей традиционной популярности. Пришла эра экономичных малолитражек.

Тем не менее, Pontiac GTO останется в истории автомобилестроения как самая первая и самая успешная модель в сегменте Muscle Cars. Не зря же фирменный лозунг подразделения Pontiac гласит: "We build excitement" (прибл., "Мы строим нечто будоражащее").

К слову, в преддверии 21 века, в 1999 году в Детройте General Motors показала концепт нового Pontiac GTO, сквозь футуристический образ которого просматриваются черты, характерные для GTO минувших лет. А в 2004 году начался малосерийный выпуск этого "мускул-кара" на дочернем предприятии в Австралии. Впрочем, это даже не продолжение, а совсем другая история.
omega.kz
Диагностика
Ремонт техники
Расходные материалы
Запасные части